Стильная мебель и произведения искусства, представляющие направление арт-деко, достигают на аукционах головокружительных цен. В этом нет ничего необычного. Основы арт-деко не утрачивают актуальность, эстетика направления прекрасно сочетает традиции с современностью.
Арт-деко иногда называют «стилем 1930-х годов», хотя направление начало формироваться еще до начала Первой мировой войны, оно процветало и в 1920-х годах, но в следующем десятилетии его начали постепенно заменять функционалистские формы круга Баухауса. Однако до того, как это произошло, арт-деко был первый стиль в мировой истории, который покорил весь мир, от Нью-Йорка через Москву до Шанхая, Гонконга и Токио, где до сих пор можно увидеть дворец принца Асаки в этом стиле.
Истоки
Тенденция родилась в следствие пресыщения формами модернизма, которым в 1890-1914 годах удалось занять все области искусства, художественного мастерства и зарождающегося промышленного дизайна. В этой ситуации создатели эстетики арт-деко сознательно сделали попытку создать новое направление.
Синтетические, геометрические и редукционистские формы стиля были реакцией на отсутствие пространственной дисциплины, характерной для ар-нуво, не всегда со вкусом оформленного орнамента. Парадоксально, но стиль арт-деко в определенной степени вырос из модерна - но не из французского, а из австрийского и шотландского. С использованием прямых линий, геометрических фигур и твердых тел, а не гибких узоров и растительного орнамента.
Вторым важным источником стиля были вечные и циклически возвращающиеся тенденции классицизма в историю изящных искусств. Оттуда среди прочего компактность и элегантность мебели и других предметов, а иногда показной шик. А в строительной индустрии - симметрия фасада и использование классических архитектурных порядков.
Третьим - несколько противоречивым источником был поиск новой эстетики, соответствующей эпохе послевоенного экономического и социального прогресса, но устремленным в будущее. Это удалось сделать, поэтому направление дизайна, удачно описанное как классика модерна, сегодня также может удивить своей футуристической свежестью форм.
Само название арт-деко (аббревиатура от французского Arts décoratifs) было взято из названия международной выставки декоративного искусства и дизайна (L'Exposition internationale des Arts décoratifs et Industriels modernes) в Париже в 1925 году. Эта выставка собрала наибольшее количество произведений чистого и прикладного искусства, олицетворяющей глобальный триумф нового стиля.
Детерминанты стиля
С самого начала стиль воплощался как в широко доступных, массовых фабричных изделиях, так и в дорогих, роскошных работах художников и мастеров. Красота объекта не в том, чтобы доминировать над его функцией, а наоборот - вытекать из неё и дополнять.
Геометрия играет важную роль, но довольно вариативна. В моде - круг в одном ряду с прямоугольными объектами. Преобладают угловатые формы с острыми или обрезанными краями. А также кривые и закругленные формы - от круглых и до арочных столов, а также круглых кресел.
Поверхности мебели в стиле арт-деко в основном шлифовали, подчеркивая декоративный узор из изысканного домашнего и экзотического шпона. В Центральной и Восточной Европе преобладали цвета среднего и темного ореха, а также темного и черного дуба, тогда как светлая мебель - ясень или береза - менее распространена. На западе (например, во Франции и США) мебель в стиле арт-деко имела более смелые цвета. Красный, синий, зеленый или серый цвет.
Более дорогая мебель в стиле арт-деко иногда украшалась позолотой, цветным лаком, инкрустацией (с использованием латуни, меди, модного алюминия, слоновой кости или перламутра), а также барельефом. И инкрустация, и барельеф использовали репертуар геометрических и цветочных мотивов - цветки роз и мотивы животных, всегда в модной, строго стилизованной кубистической форме.
Этот тип декоративных мотивов также появлялся на тканях арт-деко - они появлялись в повторяющихся симметричных композициях. Сами ткани имели насыщенные, яркие цвета.
Мебель, отличительные формы
Стулья, кресла и диваны в этом стиле часто опирались на образцы классицизма (дирекция, ампир), но иногда принимали и новые формы - кубические или изогнутые. Потребность в комфорте привела к развитию так называемого клубного кресла. Мягкую мебель обтягивали тканью или кожей.
Мебель для сидения и сна (особенно диваны, тахты и кушетки) с полками и шкафами характерны для этого направления. В этот период по схожему принципу создавалась многофункциональная мебель, сочетающая, например, гардеробную, книжный шкаф и сервант, составленные таким образом, чтобы подчеркнуть, а не скрыть функции.
Столы были зачастую круглых, овальных, прямоугольных и многоугольных форм. Они конструировались так что опирались на одну, ножку, а если и на четыре то скреплялись полками.
Мебель в стиле арт-деко большего размера, такая как гардеробы, серванты и буфеты, часто держались на цоколе, а не на ножках.